У нас всех сложился стериотип что обучение, это прежде всего работа над ошибками. Что ошибки это плохо и что их нужно исправлять. Когда в работе находят ошибки, автор огорчается, даже иногда плачет. Но ещё хуже когда он ругается, тогда не довольны все -- ему же лучше сделали.
Для начала давайте спросим Википедию, что такое критика и анализ.
Кри́тика (от фр. critique из др.-греч. κριτική τέχνη «искусство разбирать, судить») —
выявление противоречий
разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (напр., литературная критика).
отрицательное суждение о чем-либо (в науке, искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков.
исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (напр., критика текста, критика исторических источников).
Анализ (от др.-греч. ἀνάλυσις «разложение, расчленение») — операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.
В дополнении к синтезу, метод анализа позволяет получить информацию о структуре объекта исследования.
Анализ — метод исследования:
В философии и логике — анализ, см. также синтез.
В химии — аналитическая химия, структурный анализ.
В медицине — медицинские анализы, анализ крови, анализ мочи, анализ кала.
В математике, теории функций — математический анализ, функциональный анализ.
В Экономике — экономический анализ, финансовый анализ.
(Добавление)
Ошибка — несоответствие между двумя группами объектов, один из которых является эталоном (грамматическое правило, правильный ответ на задачу, решение, которое привело бы к желаемому результату), а второй — чем-то, имеющим место в действительности. Ошибки встречаются во всех сферах человеческой деятельности. Для анализа ошибок (погрешностей) измерений разработаны теория вероятностей и статистика. Неточность измерений в микромире является одним из принципов квантовой механики. Известно много исторических примеров, в которых ошибки привели к катастрофическим последствиям. Ошибкам посвящено множество афоризмов, их осмысляют философы, поэты, писатели, историки и представители многих других дисциплин. Так, с утверждением "на ошибках учатся" согласны многие философы-диалитики. Скептики же и агностики полагают, что все наши представления скорее всего ошибочны.
(Добавление)
В творчестве очень сложно сказать что ошибка (несоответствие между двумя группами объектов, один из которых является эталоном), а что нет, поэтому способ обучения знакомый нам со школы "работа над ошибками", часто не оправдывает себя.... Но в опредилениях "критика" и "анализ" вообще нет слова "ошибка"! Как же тогда разбирать работу?
1. саша - 07 Мая, 2009 - 22:59:07 - перейти к сообщению
2. Попова Ирина - 07 Мая, 2009 - 23:08:56 - перейти к сообщению
...
может. нужно проводить соответствие задуманному автором образу и полученному результату?
это только один аспект... а вот что принять за эталон?
саша пишет:
...Но в опредилениях "критика" и "анализ" вообще нет слова "ошибка"! Как же тогда разбирать работу?
может. нужно проводить соответствие задуманному автором образу и полученному результату?
это только один аспект... а вот что принять за эталон?

3. саша - 07 Мая, 2009 - 23:09:35 - перейти к сообщению
Для начала ответьте сами -- что вы ждёте от критиков, выставляя свою работу на обсуждение? Что хотите получить? Ни за что не поверю что всем хочется услышать свои ошибки 
(Добавление)

(Добавление)
Попова Ирина пишет:
это да, но на что можно опереться в таком зыбком явлении как творчество...
соответствие задуманному автором образу и полученному результату?
4. Попова Ирина - 07 Мая, 2009 - 23:12:09 - перейти к сообщению
... еще меня иногда смущает указание на идеальные анатомические пропорции... Но ведь в реальной жизни все не так? и линия глаз может не всегда делит череп строго пополам... и глаза бывают разными по мере утопленности... и даже скошенных лбов предостаточно!...
а если персонаж изначально задумывался как характерный? - а не как идеальная картинка?

5. саша - 07 Мая, 2009 - 23:15:48 - перейти к сообщению
Попова Ирина пишет:
... еще меня иногда смущает указание на идеальные анатомические пропорции... Но ведь в реальной жизни все не так? и линия глаз может не всегда делит череп строго пополам... и глаза бывают разными по мере утопленности... и даже скошенных лбов предостаточно!... а если персонаж изначально задумывался как характерный? - а не как идеальная картинка?

Разве старого рубаку
Я учил держать секиру?
Направлял полезших в драку
Или путь искавших к миру?
Наставлял я рыболова
В обращении с лесою
Иль искусного портного
Обучал шитью да крою?
Так чего же вы со мною
В том тягаться захотели,
Что природою Самою
Мне раскрыто с колыбели?
Напирайте без стесненья,
Если сила в вас клокочет.
Но, судя мои творенья,
Знайте: так художник хочет!
6. Попова Ирина - 07 Мая, 2009 - 23:16:58 - перейти к сообщению
саша пишет:
на что можно опереться в таком зыбком явлении как творчество...
творчество, в моем понимании, это желание выссказаться о том, что уже не помещается внутри себя.... выплеснуть это в работе. Т.е. изначально, наверное, надо отталкиваться от вопроса: "зачем я это делаю"?

7. саша - 07 Мая, 2009 - 23:19:08 - перейти к сообщению
Попова Ирина пишет:
ДА, да, но ЧТО МЫ ХОТИМ ПОЛУЧИТЬ ВЫСТАВЛЯЯ СВОЮ РАБОТУ НА ОБСУЖДЕНИЕ?
важны в творчестве не только проработка образа, но и умение работать с материалами, знание каких-то технологий, техник... опыт
8. Попова Ирина - 07 Мая, 2009 - 23:20:20 - перейти к сообщению
саша пишет:
Ответ на эту проблему очень хорошо Иоганн Вольфганг Гете стихи написал:
впечатляет... Может, поэтому автору стоит написать перед работой некоторое "посвящение"? Ну не все ведь такие Мастера, что работы понятны и сами по себе...
(Добавление)
саша пишет:
много причин... в глубине души, я думаю, мы рассчитываем на признание себя в этой деятельности, утоление каких-то желаний....амбиций. тщеславия.... (это глубоко)... Конечно, мало кто готов сразу получить разбор по косточкам.... к этому надо прийти осознанно, поняв, что "нет предела совершенству"...
ЧТО МЫ ХОТИМ ПОЛУЧИТЬ ВЫСТАВЛЯЯ СВОЮ РАБОТУ НА ОБСУЖДЕНИЕ?
9. саша - 07 Мая, 2009 - 23:29:40 - перейти к сообщению
Попова Ирина пишет:
самая главная ПОЛУЧИТЬ ОЦЕНКУ, каждая кукла это этап, даже первая работа это этап, в котором хочется увидить результаты работы. Это похоже на остановку во время пути, когда садишся отдохнуть и прикидываешь (продолжаем рассуждение) КУДА ДАЛЬШЕ ИДТИ.
много причин...
10. саша - 07 Мая, 2009 - 23:34:02 - перейти к сообщению
.... Ошибки же, воспринимаются как неприятности пройденого пути, которые уже позади... Мы приходим, радуемся как далеко мы ушли, кто то нас догоняет и говорит "А помнишь ты проходил там-то и шмякнулся прямо мордой в грязь"...
Мы ему отвечаем что надо, а он нам говорит "Ах вот как?!
Я же для тебя стараюсь...
" И всё в таком духе....



11. Елена Прг - 07 Мая, 2009 - 23:35:56 - перейти к сообщению
саша пишет:
Но в опредилениях "критика" и "анализ" вообще нет слова "ошибка"!
Да потому, что в Википедии дается определение только научного и естествено-научного анализа. Где анализ в литературе, в искусстве? Недоработочка!
саша пишет:
Ни за что не поверю что всем хочется услышать свои ошибки
А в чем проблема? Вот я сделала работу. Вижу косяки. Когда мне про них говорят, никаких эмоций не испытываю, я же про эти ошибки знаю.
А когда мне указывают на ошибку, которую я упустила из виду, я испытываю два чувства: досаду на себя (ну как я могла не заметить!), и радость от того, что сказали (вот повезло, ведь сама не увидела!)
12. Попова Ирина - 07 Мая, 2009 - 23:36:36 - перейти к сообщению
саша пишет:
самая главная ПОЛУЧИТЬ ОЦЕНКУ
это когда хорошо знаешь материал и уверен в том, что оценка будет достойной.... беда в том, что некоторые работы вообще удивляют тем, что автор к ним самокритично не потрудился отнестись... вот как относиться к таким работам?
13. Елена Прг - 07 Мая, 2009 - 23:40:56 - перейти к сообщению
Попова Ирина пишет:
в глубине души, я думаю, мы рассчитываем на признание себя в этой деятельности, утоление каких-то желаний....амбиций. тщеславия....
Неадекватное восприятие себя в этом мире приносит много неприятностей. Неадекватно рассчитывать, что с первых шагов, ничему толком еще не научась, сразу удовлетворишь амбиции и получишь признание, делая безупречные работы.
14. саша - 07 Мая, 2009 - 23:41:00 - перейти к сообщению
Елена Прг пишет:
Думаю, слово "ошибка" врятли и там появится Где анализ в литературе, в искусстве? Недоработочка!


Попова Ирина пишет:
А зачем нам к ним относиться? Это этап творческого пути человека, не станем же мы занудно объяснять человеку что он всё-таки навернулся мордой в грязь, если он не хочет про это вспоминать... вот как относиться к таким работам?

15. Елена Прг - 07 Мая, 2009 - 23:42:55 - перейти к сообщению
саша пишет:
Думаю, слово "ошибка" врятли и там появится
Ну мы здесь рассуждаем об ученических работах, где ошибок полно, самых элементарных. Или ж.па есть, а слова нет?
16. саша - 07 Мая, 2009 - 23:43:52 - перейти к сообщению
... Ему то хочется знать куда ему дальше идти! и ответит он себе на этот вопрос сам, пользуясь подсказками "местных жителей" ....

17. Елена Прг - 07 Мая, 2009 - 23:44:47 - перейти к сообщению
саша пишет:
Это этап творческого пути человека, не станем же мы занудно объяснять человеку что он всё-таки навернулся мордой в грязь, если он не хочет про это вспоминать...
Это если тебе припоминают ошибки пятилетней давности.
18. саша - 07 Мая, 2009 - 23:46:27 - перейти к сообщению
Елена Прг пишет:
или о творческих?... мы здесь рассуждаем об ученических работах

19. Попова Ирина - 07 Мая, 2009 - 23:50:37 - перейти к сообщению
Елена Прг пишет:
так ведь к этому еще прийти надо!... это осознание приходит не сразу... у новичка, делающего первые шаги преобладает, скорее, такой восторг от того, что вот взял и сделал! Сам от себя такого не ожидал.... конечно, ему всё нравится! Другое дело, - в адекватности самооценки и готовности услышать мнения.... Наверное. в этом камень преткновения, - в самих себе....
Неадекватно рассчитывать, что с первых шагов, ничему толком еще не научась, сразу удовлетворишь амбиции и получишь признание, делая безупречные работы.
20. Елена Прг - 07 Мая, 2009 - 23:51:03 - перейти к сообщению
саша пишет:
Для разговора об учёбе должен быть курс, план, график и т.д. Но здесь каждый идёт по своему пути....
Ты знаешь, многие все-таки вырабатывают план и курс, если хотят научиться самостоятельно.
А о творческих ошибках в высоко-профессиональных работах мы здесь не рассуждаем. Это дело критиков-искусствоведов.