Как любое синтетическое искусство, кукла, обладает очень большим набором выразительных средств. Каждый из этих инструментов достоин отдельной темы, но думаю, стоит хотя бы просто перечислить основные понятия выразительного языка авторской куклы.
(Добавление)
Пластические выразительные средства.
Это всё что связано с пространственными формами.
Линия -- в нашем контексте мне показалось наиболее точно это определение -- от латинского "нитка" Граница поверхности, имеющая только одно измерение (длину) и определяемая, как след движущейся точки или место пересечения двух поверхностей (мат.). Наиболее широко возможности линии представленны в графике, там она выполняет роль контура, блика, поверхности и т.д. Линия может задавать ритм (кардиограма), передавать движение (благодаря своей направлености, вспомните комиксы), упругостью передавать характер объекта ("модерновые лианы", дикие и томные) и т.д. Линия является основой рисунка и этот инструмент хорошо организует и плоское и объёмное пространство, создавая фигуры, контуры, акценты ритм и т.д. В кукле чаще всего, это понятие встречается в композиции (декоративные элементы подставки, причёска), в одежде (складки), в анатомии.
Фигура 1)Внешнее очертание, вид, форма чего-н. 2)В геометрии — часть плоскости, ограниченная замкнутой ломанной или кривой линией, а также вообще совокупность определенно расположенных точек, линий, поверхностей и тел (мат.).
Любой сложный объём делится на простейшие фигуры. Когда мы смотрим на геометрическую фигуру, нам понятны её качества, её физические достоинства и недостатки. Куб нам хорошо понятен своей надёжностью, устойчевостью, шар приятен своей замкнутостью, завершённостью, подвижностью. Треугольник (и его объемные аналоги, пирамида, конус) в нашем восприятии очевидна его устремлённость к грани, его угловатость. Нам понятны их РАЦИОНАЛЬНЫЕ качества и их применение. Эта особенность может быть хорошо востребована в передаче рациональных качеств образа. Фигура является важным интсрументом работы в скульптуре и архитектуре. В кукле фигура, является инструментом для передачи объёмов в анатомии, фасоне одежды, может быть инструментом для организации композиции.
(Добавление)
Декоративные выразительные средства
Цвет качество потока излучения в видимой для человека части спектра, одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как зрительное ощущение. Зрительные ощущения возникают под действием на органы зрения излучений видимого диапазона. Обладая большим разнообразием этот инструмент плохо поддаётся аналитическому описанию. В отличии описания цвета, проще назвать какие то эмоцианальные характеристики чем рациональные -- грязный, тёплый, мягкий, вульгарный и т.д. Таким образом становится отличным инструментом для передачи ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ асоциаций. Больше всего этот инструмент востребован в живописи и больше всего, возможности цвета использовали инпресионисты. Ккольник с цветом сталкивается в росписи куклы, в одежде.
Текстура (от лат. textura — ткань; строение; связь, соединение) — характер поверхности к.-л. материала, обусловленный его внутренним строением, структурой. Т. воспринимается зрительно и осязательно. Напр., переплетение нитей в ткани может образовывать сетку, разводы на переплетных материалах бывают похожи на цветочный узор, виды тисненой бумаги имеют специально нанесенную текстуру. Текстура работает на наши ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ асоциации, но часто о её возможностях забывают, но текстура, как инструмент, больше всего зависит от условности, часто способна облагородить работу, вернув ей осязаемые качества материала или наоборот их пряча. С текстурой больше всего приходится сталкиваться в работе над телом и костюмом куклы.
(Добавление)
Пространственные приёмы.
Пропорция .Соразмерность, определенное соотношение частей между собой. Один из самых выразительных инструментов в создании куклы. Прежде всего востребован в анатомии. Беря за отправную точку пропорции человека, мы создаём подобие человека. Но кукольная УСЛОВНОСТЬ даёт нам большие возможности по изменению пропорций создаваемого характера, в зависимости от замысла. Пропорция способна хорошо передавать ХАРАКТЕР( большие впечатлительные глаза, длинная лебединая шея) и задавать КОНТЕКСТ, работая с нашими асоциациями (большая крестьянская ладонь, неандертальские руки до колен). Так же пропорция хорошо задаёт ЖАНР куклы. Больше всего работа с пропорцией возникает в анатомии куклы, но пропорция также появляется и в фасоне и композиции.
(Добавление)
РитмРавномерное чередование каких-н. элементов, моментов (ускорения и замедления, напряжения и ослабления в движении или течении чего-н.). Р. танца. Р. движений. Р. русского стиха создается определенным чередованием ударных и неударных слогов. Р. работы.
Прицип закономерного повторения фигур наглядно виден в линейном узоре (декоративные решётки, тесьма, кружево). Ритм способен передавать темп, движение, его направленость. Ритм один из основных инструментов поэзии и музыки. Ритм может строится на цвете, линиях и других элементах. В куклах с ритмом часто сталкиваемся в костюме (рисунки, шитьё, кружева), в текстурной отделке, в композиции. Ритм тесно связан с понятием акцент.
Акцент(от лат. accentus — ударение),
1) выделение фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона) слога в составе слова или целого словосочетания (см. Ударение).
2) Особенности произношения, обусловленные спецификой артикуляционной базы родного языка или диалекта говорящего, сохраняющиеся в речи на чужом языке.
3) Диакритический (дополнительный) знак, которым отмечают ударение.
4) В музыке выделение, подчёркивание звука или аккорда путём его усиления (обозначение: >, V, sf и др.) или ритмические удлинения, изменения гармонии, тембра, направления мелодического движения и т. п. акцент может быть создан, цветом,формой, линией. Может последовательно повторяться. Понятие УСЛОВНОСТЬ позволяет нам говорить о СТИЛИстическом акценте -- более детальной проработке каких то элементов, или более активная работа какими то приёмами.
(Добавление)
КОМПОЗИ́ЦИЯ (от лат. composition — составление, соединение) — построение худож. произв., согласованность его частей, обусловл. его содержанием, характером и назначением; организующий эл-т худож. формы. В пластич. иск-вах К. объединяет частные моменты построения худож. формы (формирование пространства, объема, объединение отд. ч. произв. в гармоничное единство, согласованность масштабов и пропорций изображения, особенности тонального и цветового решения и т. п.). Разные страны и эпохи характеризуются своими собств. сравнительно устойчивыми формами (канонами) К. в архитектуре и изобр. иск-ве. К. непосредственно участвует в формировании стиля в иск-ве.
В куклах композиция проявляется, как правило, в позе куклы, в расположении куклы, аксессуаров и дополнительных объектов, помогающих лучше раскрыть образ куклы и её контекст.
(Добавление)
Контраст от итальянско "спор" - в изобразительном искусстве - сопоставление некоторых противоположных качеств, способствующее их усилению. В композиционном построении контраст служит художественным приемом, позволяющим выделить главное и добиться большая выразительности образов. Обычно выделяют цветовые и тональные контрасты. В куклах хороший выразительный приём, помогающий, через противопоставление качеств, акцентировать внимание на особенностях образа, либо более наглядно представить проблему художественного замысла.
(Добавление)
Самое удивительное что в создании образа куклы, хорошо использует и многие ЛИТЕРАТУРНЫЕ выразительные средства и фигуры (тропы), особо этому поспособствовало большёе внимание галеристов и зрителя к интерьерной кукле. Но перечеслением этих выразительных приёмов, я займусь попоже...
1. саша - 17 Апреля, 2009 - 13:42:40 - перейти к сообщению
2. Gromi - 17 Апреля, 2009 - 14:55:15 - перейти к сообщению
Саша, читаю Вас и огромная волна благодарности переполняет Спасибо Вам огромное! Весь этот раздел очень интересный, читаю, впитываю, учусь, начинаю понимать, что все сложнее, интереснее, чем я думала сначала. В дискуссии пока не вступаю, маленькая еще, всего одна кукла "за плечами". Но информация, которой Вы делитесь так своевременна и полезна! Особенно начинающим кукольникам, и особенно таким как я, не имеющим никакого художественного образования, но тем не менее, обладающим огромным желанием делать достойных кукол
Еще раз спасибо!
Еще раз спасибо!
3. Ириша - 17 Апреля, 2009 - 14:57:18 - перейти к сообщению
Gromi пишет:
начинаю понимать, что все сложнее, интереснее, чем я думала сначала. В дискуссии пока не вступаю, маленькая еще,
И я...
4. Оксана Миронова - 17 Апреля, 2009 - 15:31:09 - перейти к сообщению
Да, это очень нужная информация!
Но обязательно нужно разбирать на примерах
Но обязательно нужно разбирать на примерах
5. Gromi - 17 Апреля, 2009 - 15:37:38 - перейти к сообщению
Оксан, безусловно! Присоединяюсь к просьбе о примерах Я уже стараюсь быстрее сделать вторую куклу, очень хочу, чтобы меня тоже разобрали по косточкам
6. саша - 17 Апреля, 2009 - 15:49:49 - перейти к сообщению
Gromi пишет:
информация, которой Вы делитесь так своевременна и полезна
Спасибо, потому и делюсь...
Оксана Миронова пишет:
Каждое выразительное средство заслуживает отдельной темы( Многое из перечисленного можно узнать и из книг, например по живописи, дизайну, скульптуре и т.д. ), а мне бы их хотя бы пока собрать понятно...
Но обязательно нужно разбирать на примерах
7. Оксана Миронова - 17 Апреля, 2009 - 15:55:33 - перейти к сообщению
саша пишет:
Каждое выразительное средство заслуживает отдельной темы
это точно
саша пишет:
а мне бы их хотя бы пока собрать понятно
по-моему, тебе это уже удалось!
8. greamreaper - 17 Апреля, 2009 - 16:00:48 - перейти к сообщению
Оксана Миронова пишет:
саша пишет:
Каждое выразительное средство заслуживает отдельной темы
это точно
Каждое выразительное средство заслуживает отдельной темы
это точно
И особенно много мороки усем всегда доставляет композиция...Сколько нас с ней мучили))))))))))
9. Сладкая Лень - 17 Апреля, 2009 - 16:07:29 - перейти к сообщению
саша пишет:
Каждое выразительное средство заслуживает отдельной темы( Многое из перечисленного можно узнать и из книг, например по живописи, дизайну, скульптуре и т.д. ), а мне бы их хотя бы пока собрать понятно...
Саша, а когда мы уже к критерия художественной ценности перейдем
10. ЭльзаТи - 17 Апреля, 2009 - 17:55:05 - перейти к сообщению
саша Спасибо
саша пишет:
Вот если все что выше описано для меня более или менее понятно, то вот как литературные приемы приенять не пойму. Наверноепотому что не могу соообразить что же это за приемы. Так что очень жду продолжения.хорошо использует и многие ЛИТЕРАТУРНЫЕ выразительные средства и фигуры
Оксана Миронова пишет:
А что на примерах? Как используется линия или ритм?
Но обязательно нужно разбирать на примерах
11. саша - 17 Апреля, 2009 - 18:11:43 - перейти к сообщению
ЭльзаТи пишет:
Алиса Баженкова, стилизую кукол, достигает графичной лёгкости образа. Линия становится одним из выжнейших выразительных средств http://cs1773.vkontakte.ru/u9963...2/x_62ab8385.jpg http://rk.foto.radikal.ru/0709/4...6efeab8be96b.jpg складки юбки создают ритм, дающий фигуре дополнительную лёгкость и воздушность. http://cs1424.vkontakte.ru/u1019...2/x_acd10747.jpg на последней работе узоры на лошадке создают акценты, замещая объём.А что на примерах? Как используется линия или ритм?
Линия в работах Середовой Анны тоже обладает своей выразительностью и узноваемостью. Кроме того посмотрите какая работа с ритмом, его здесь, как часто бывает у Анны, задают фигуры
http://cs206.vkontakte.ru/u10199...5/x_c1aabed9.jpg
Чёткие уверенные линии обрисовывают контур, но ритм узора, пуговиц передаёт внутреннее "кипение страстей" Анна Барская "Танец быков" http://www.dollbooks.ru/forumfoto/q3.jpg
12. ЭльзаТи - 17 Апреля, 2009 - 18:28:52 - перейти к сообщению
саша Спасибо. Спровоцировали мы с Оксаной все таки тебя на примеры. Интереснно очень
А может тогда и другие приемы покажашь?
Нам самим сложно, мысли то только только начали шевелиться, плюс, точнее минус худ. образование. А пользительны твои труды до невероятности.
А может тогда и другие приемы покажашь?
Нам самим сложно, мысли то только только начали шевелиться, плюс, точнее минус худ. образование. А пользительны твои труды до невероятности.
13. Оксана Миронова - 17 Апреля, 2009 - 18:36:59 - перейти к сообщению
Примеры очень хорошие!
Только я расстроилась - хотела почти такую же синюю балеринку сделать, а оказывается, уже есть такого типа работа...
(Добавление)
Вот еще что интересно: получается, у кукол с большой долей условности на самом деле намного больше выразительных средств! А я думала,наоборот... И даже пыталась доказать.
Только я расстроилась - хотела почти такую же синюю балеринку сделать, а оказывается, уже есть такого типа работа...
(Добавление)
Вот еще что интересно: получается, у кукол с большой долей условности на самом деле намного больше выразительных средств! А я думала,наоборот... И даже пыталась доказать.
14. ЭльзаТи - 17 Апреля, 2009 - 18:49:55 - перейти к сообщению
Оксана Миронова пишет:
А ты попробуй. Поищи кукол реалистичных, но в которых можешь выделить перечисенные Сашей выразительные средства. Вот хотя бы те же линию и ритм, раз уж с них начали. Это же интересно И даже пыталась доказать
(Добавление)
Оксана Миронова Оксан, вот например тот же Марк Денис.
http://i025.radikal.ru/0904/ba/1aea38171335.jpg
http://s57.radikal.ru/i157/0904/48/7db222aa9f6f.jpg
Уж куда как реалистичные анатомически куклы, а посмотри какая работа с линией. Конечно не одна только линия использована как средство, там много чего есть, но она очень наглядно видна
15. мамик - 17 Апреля, 2009 - 19:32:36 - перейти к сообщению
ЭльзаТи, спасибо, Оля! Зарылась я у этого Марка. Вот очень выразительная работа "Страна чудес"
16. ЭльзаТи - 17 Апреля, 2009 - 19:38:54 - перейти к сообщению
мамик да Таня очень интересные у него работы, не простые, со смыслом и при этом люди весьма правдоподобны.
Это на мой взгляд как раз говорит о том что выразить идею и раскрыть свой талант можно как в реалистичных, так и в стилизованных работах....главное чтобы было что расскрывать (я про талант) и важно еще автору найти те средства которые будут близки ему и которые помогут ему наиболее точно и емко донесли свои идеи до зрителя.
Это на мой взгляд как раз говорит о том что выразить идею и раскрыть свой талант можно как в реалистичных, так и в стилизованных работах....главное чтобы было что расскрывать (я про талант) и важно еще автору найти те средства которые будут близки ему и которые помогут ему наиболее точно и емко донесли свои идеи до зрителя.
17. Оксана Миронова - 17 Апреля, 2009 - 20:15:27 - перейти к сообщению
Да, Оля, хороший пример привела!
18. Сладкая Лень - 17 Апреля, 2009 - 20:22:27 - перейти к сообщению
ЭльзаТи пишет:
Это на мой взгляд как раз говорит о том что выразить идею и раскрыть свой талант можно как в реалистичных, так и в стилизованных работах....
Ольга, большое спасибо! Очень интересные примеры и очень показательные!
19. ЭльзаТи - 17 Апреля, 2009 - 20:28:07 - перейти к сообщению
Сладкая Лень Да нема за шо Мне ж тоже интерсно
20. ФЕДЯ - 17 Апреля, 2009 - 21:02:11 - перейти к сообщению
Сладкая Лень
А какие критерии ты имеешь в виду?
В разные эпохи человеческой жизни в искусстве были разные критерии!
А какие критерии ты имеешь в виду?
В разные эпохи человеческой жизни в искусстве были разные критерии!