1. Mur4enok - 13 Мая, 2009 - 13:07:57 - перейти к сообщению
Интересная тема... позвольте маленькое замечание ) В куклах я новичек, но другой художественной деятельностью занималась и обучалась предостаточно.. Так вот. По моему, даже самому новичку лучше говорить не "делай, как я; делай, что я сказал", а сразу "ЧТО ты хочешь сделать?", "в каком стиле? с каким смыслом?" А дальше подсказывать технику. То есть, с самого начала пытаться понять, чем этот конкретный человек отличается от всех других новичков и куда он может двигаться в своем творчестве. Иначе педагогичеостью можно убить индивидуальность и творчество. ИМХО. Но проверенное на опыте.
2. Попова Ирина - 13 Мая, 2009 - 13:33:39 - перейти к сообщению
Mur4enok, наверное, в тебе говорит юношеский максимализм...
Конечно, было бы здорово сразу же идти своим путем... Но, не выучив азбуку и не научившись складывать буквы в слова, о самостоятельном пути говорить рано...
примерно так

Mur4enok пишет:
, т.е. можно предположить, что тебя уже чему-то научили, ты не с нуля начинаешь... а если человек начинает с нуля? Наверное, на первом этапе для него очень важно копирование, так ему проще ознакомиться с технологией, техникой, приобрести необходимые навыки... Ну, как в в любом ремесле, смотри как делаю Я. Это про технические моменты... Я долго преподавала кружевоплетение на коклюшках... Если бы я сразу начинала обучение с вопроса ...но другой художественной деятельностью занималась и обучалась предостаточно..
Mur4enok пишет:
, то никто ничему бы так и не научился... А вот после 1-го этапа, когда ученик уже владеет навыками, умениями, может применять свои знания, идет обговаривание о дальнейших возможностях с учетом индивидуальных особенностей и пожеланий ученика ЧТО ты хочешь сделать?", "в каком стиле? с каким смыслом?


3. саша - 13 Мая, 2009 - 13:37:29 - перейти к сообщению
Попова Ирина пишет:
В куклах возможны и тот и другой подход. В этом главное отличие Московских и Петербургских кукольных школ. В Москве начинают с "делай как я", в Петербурге с "что ты хочешь сделать?" Если бы я сразу начинала обучение с вопроса


4. Попова Ирина - 13 Мая, 2009 - 13:39:49 - перейти к сообщению
саша пишет:
В этом главное отличие Московских и Петербургских кукольных школ.
а как по результатам?

5. anero4ka - 13 Мая, 2009 - 13:49:12 - перейти к сообщению
Привет!
Если говорить о школах... В пермской так: ЧТО новичок хочет сделать определяется тем к какому мастеру он идет учиться, а вот мастер уже учит КАК он сам это делает
Если говорить о школах... В пермской так: ЧТО новичок хочет сделать определяется тем к какому мастеру он идет учиться, а вот мастер уже учит КАК он сам это делает

6. саша - 13 Мая, 2009 - 14:00:22 - перейти к сообщению
Попова Ирина пишет:
А как можно сравнить? И там и тут свои проблемы, нельзя точно сказать что лучше... Дело в менталитете, им так понятнее, нам по-другому... "Каждый кулик своё болото хвалит"... а как по результатам?

7. Mur4enok - 13 Мая, 2009 - 15:14:10 - перейти к сообщению
anero4ka пишет:
Если говорить о школах... В пермской так: ЧТО новичок хочет сделать определяется тем к какому мастеру он идет учиться
Выходит что все ученики одного мастера хотят и делают одно и то же? Т.е. неумелые копии работ этого мастера?...
Попова Ирина пишет:
Наверное, на первом этапе для него очень важно копирование, так ему проще ознакомиться с технологией, техникой, приобрести необходимые навыки... Ну, как в в любом ремесле, смотри как делаю Я. Это про технические моменты...
Да про технические моменты я согласна... Но ведь техника это не цель а средство достижения чего-то. И каждый даже новичек должен задумываться чего он хочет достичь и какие средства для этого выбрать.
Елена Кунина очень хорошо говорит об этом в своей книге "Характерные куклы":
"Легко дать готовый рецепт как слепить голову и сшить комзол. Еще проще, следуя подобным инструкциям сделать куклу. Но это будет, - увы! - лишь копия."
"Чем меньше у художника опыта, тем больше времени ему надо бы уделять замыслу. Однако на деле начинающие , как правило, не придают ему никакого значения. Спрашивая своих учеников о замысле, я часто слышу в ответ нечто невразумительное, вроде "гном", "старуха в очках", "красивая девушка" или совсем уж безнадежное "что получится". Основа для замысла , прямо скажем, никакая. В этих неотличимых друг от друга старухах и гномах нет ничего индивидуального..."
"Ведь замысел - это отражение личности художника, его симпатий и антипатий, его знаний и опыта, настроений и иллюзий. В конечном итоге, главное в произведении искусства не "как" и не "что", а "кто".
(с) Елена Кунина
8. Попова Ирина - 13 Мая, 2009 - 16:27:58 - перейти к сообщению
Mur4enok пишет:
И каждый даже новичек должен задумываться чего он хочет достичь и какие средства для этого выбрать.
...на мой взгляд, это вопрос скорее, риторический... зависит от того багажа знаний и умений, с каким пришел ученик... Если он уже что-то пробовал и что-то знает, то он, скорее всего задастся вопросом "чего он хочет достичь" и, скорее всего подумает, " какие средства для этого выбрать"... А если еще ничего не делал, в художке не учился,материал не щупал, понятия не имеет ни о возможностях, ни о технологии?- вот просто захотелось! И пришел учиться... Не на инд. курсы, а на групповые... Как ты думаешь, осилит он сразу характерную куклу? Даже если образ стоит перед глазами? Боюсь, что нет... Скорее всего, он пойдет по проторенной дорожке, не изобретая велосипед в первой кукле... а воспользуется предложенным образцом... "Но это будет, - увы! - лишь копия", или " "гном", "старуха в очках", "красивая девушка" или совсем уж безнадежное "что получится"... Я думаю, что в этом нет большой беды. Беда, если копиями будет и пятая, и десятая... Может, это от недостатка той же фантазии, креативности... У всех по разному... И то, что ты задаешься этими вопросами, говорит о твоей готовности расти... Это же здорово!
9. Сладкая Лень - 13 Мая, 2009 - 17:41:46 - перейти к сообщению
Mur4enok Добрый вечер!
Вы так интересно рассказали о необходимости больше уделять времени для работы над замыслом
... поделитесь, пожалуйста, как именно Вы работаете над замыслом? На что Вы тратите время? Где ищете информацию? Делаете ли эскизы? Советуетесь ли с кем-нибудь? Какие именно моменты обдумываете особенно тщательно и обдумываете ли вообще?
Приглашаю всех присоединиться к обсуждению: на что конкретно нужно тратить время на этапе разработки образа.
(Добавление)
саша а можно последние посты перенести в раздел "создание образа"


Приглашаю всех присоединиться к обсуждению: на что конкретно нужно тратить время на этапе разработки образа.

(Добавление)
саша а можно последние посты перенести в раздел "создание образа"
10. Mur4enok - 13 Мая, 2009 - 18:55:34 - перейти к сообщению
Я бы не назвала это так пафосно "работа над замыслом"
Я придумываю персонажа.. Не куклу, а именно персонажа, его характер, его прошлое, рассказываю самой себе истории с его участием. Постепенно в голове начинает формироваться образ. Я уже знаю что мой персонаж любит, в каком месте живет, какие предпочитает цвета, что всегда таскает с собой в кармане... Затем я пытаюсь представить его в какой-то конкретный момент его жизни. Моя "красивая девушка" начинает дуться на сестру за то что та утащила ее любимый сарафан... Ага сарафан, это потому что она живет на Руси.. И вот она сидит в резном тереме, щеки раскраснелись губки надулись бровки соболиные к переносице сошлись... А какие собственно тогда носили сарафаны?... Посмотрим посмотрим.. "Старорусский костюм"! Но собственно знать как сарафан то выглядит нам и не к чему! Ведь как раз его то у нас и украли.. И сидит наша девица-красавица в одной рубахе да в новых сапогах.. Ого какие сапожки чудные! Вот как раз такие у моей девочки и будут...
И так далее.. В какой-то момент чувствую что персонаж родился и просится чтоб его наконец слепили
(Добавление)
Вот! Если образ стоит перед глазами то тут то уже можно посоветовать какой техникой его можно достичь! Но нет ничего хуже когда тебе говорят, "нет это слишком сложно, слепи-ка лучше гнома! Мы все сегодня его лепим... А вот после десяти (100, 1000) гномов ты будешь достаточно хорошо их лепить и сделаешь что то свое... "
Потому что после 100 однотипных гномов человеку в 100 раз сложнее сделать что то свое чем в первый раз.

И так далее.. В какой-то момент чувствую что персонаж родился и просится чтоб его наконец слепили

(Добавление)
Попова Ирина пишет:
А если еще ничего не делал, в художке не учился,материал не щупал, понятия не имеет ни о возможностях, ни о технологии?- вот просто захотелось! И пришел учиться... Не на инд. курсы, а на групповые... Как ты думаешь, осилит он сразу характерную куклу? Даже если образ стоит перед глазами?
Вот! Если образ стоит перед глазами то тут то уже можно посоветовать какой техникой его можно достичь! Но нет ничего хуже когда тебе говорят, "нет это слишком сложно, слепи-ка лучше гнома! Мы все сегодня его лепим... А вот после десяти (100, 1000) гномов ты будешь достаточно хорошо их лепить и сделаешь что то свое... "
Потому что после 100 однотипных гномов человеку в 100 раз сложнее сделать что то свое чем в первый раз.
11. Сладкая Лень - 13 Мая, 2009 - 20:09:22 - перейти к сообщению
Mur4enok
Давайте, познакомимся? Напишите, пожалуйста внизу как Вас зовут, а то я не знаю как обратиться
Я правильно поняла, что эта работа в основном мысленная?
(Добавление)
а в какой момент Вы решаете, какой материал наиболее соответствует замыслу? Учитываете ли Вы технологические особенности предполагаемого материала при разработке образа?


Mur4enok пишет:
Я бы не назвала это так пафосно "работа над замыслом"
Я правильно поняла, что эта работа в основном мысленная?
Mur4enok пишет:
Не куклу, а именно персонажа

(Добавление)
Mur4enok пишет:
В какой-то момент чувствую что персонаж родился и просится чтоб его наконец слепили
а в какой момент Вы решаете, какой материал наиболее соответствует замыслу? Учитываете ли Вы технологические особенности предполагаемого материала при разработке образа?
12. Попова Ирина - 13 Мая, 2009 - 21:23:10 - перейти к сообщению
Mur4enok пишет:
. А вот после десяти (100, 1000) гномов ты будешь достаточно хорошо их лепить и сделаешь что то свое... "
я так поняла, что мы говорим о разных вещах... я о новичке и его первой кукле... а сколько потом у него будет этих гномов, - решает он сам... Первая кукла - с учителем и первый шаг "делай как я" вполне оправдан ( если мы говорим о новичке, начинающем с нуля). Мне кажется, что этого первого этапа в большинстве случаев вполне достаточно, чтобы дальше попробовать работать самостоятельно.... и тут уже учителя над душой нет, и никто не насаждает своего вИдения... Дальше все зависит от автора...

Тебе не понравилась классификация Галины по этапам приобретения любых навыков?
мне кажется, что она вполне логично выстроена, если подумать... Конечно, в куклоделании есть специфика... Но на пустом месте ничего не родится. Нужно обрасти опытом и умениями. Как в том же вязании, чтобы потом самостоятельно разрабатывать схему узора для вывязывания именно своей модели, а не предложенной в журнале...
"Делай как Я "- это всего лишь первый шаг в обучении, а не на всю жизнь...

13. Mur4enok - 13 Мая, 2009 - 22:36:58 - перейти к сообщению
Света ) Прятно познакомиться ...
Да, иногда я делаю наброски для проработки какой-то идеи, но все таки рисунок это всегда только часть образа который во всей своей полноте существует только в воображении. Даже в кукле совсем не все в конечном итоге сказано, это заставляет задумываться глядя на нее
"Вот тут она сидит печальная но не убитая значит вот вот встряхнет волосами улыбнется и..."
В тот момент когда основной образ персонажа конкретезировался и я выбираю момент который отражу в кукле и додумываю детали. Сложно сказать более точно, я размышляю примерно так " хочется утонченности, движения... путь будет проволочный какас и вытянутые тонкие руки.. Вечер, наверно прохладно.. значит сделаем шаль.. Нет не шерстяную, нужно больше легкости.. А что если взять марлю.. и пропитать ее клеем! Так можно предать ей развивающуюся форму и девушка будет словно лететь.."
Сладкая Лень пишет:
Я правильно поняла, что эта работа в основном мысленная?
Да, иногда я делаю наброски для проработки какой-то идеи, но все таки рисунок это всегда только часть образа который во всей своей полноте существует только в воображении. Даже в кукле совсем не все в конечном итоге сказано, это заставляет задумываться глядя на нее

Сладкая Лень пишет:
а в какой момент Вы решаете, какой материал наиболее соответствует замыслу? Учитываете ли Вы технологические особенности предполагаемого материала при разработке образа?
В тот момент когда основной образ персонажа конкретезировался и я выбираю момент который отражу в кукле и додумываю детали. Сложно сказать более точно, я размышляю примерно так " хочется утонченности, движения... путь будет проволочный какас и вытянутые тонкие руки.. Вечер, наверно прохладно.. значит сделаем шаль.. Нет не шерстяную, нужно больше легкости.. А что если взять марлю.. и пропитать ее клеем! Так можно предать ей развивающуюся форму и девушка будет словно лететь.."
14. Попова Ирина - 13 Мая, 2009 - 23:50:46 - перейти к сообщению
Света, я думаю, что ни один учитель не будет навязывать ученикам свои образы. Каждый сам решает, что он будет создавать... А Мастер -классы в журналах по работе над образом подробно рассказывают и показывают всю поэтапку работы. Т.е. принцип практически тот же: "показать, как делаю Я"... кто-то переработает материал, кто-то тупо скопирует... дело добровольное

15. Mur4enok - 14 Мая, 2009 - 01:04:34 - перейти к сообщению
Попова Ирина пишет:
Тебе не понравилась классификация Галины по этапам приобретения любых навыков?
Ну что значит не понравилась? Очень даже понравилась, вон мы сколько всего понаобсуждали

Просто мне кажется что концепт: "сначала выучись делать технически а потом делай то что хочешь"
можно изменить получив: "сначала реши чего ты хочешь.. И делай это! паралельно получая необходимые знания о технике"
(Добавление)
Я думаю мы друг друга поняли ) Вы правы: "кто-то переработает материал, кто-то тупо скопирует... дело добровольное "
Надо только чуть чуть подталкнуть к этому "перерабатыванию" В частности возвращаясь к анализу стоит обращать внимание на степень оригинальности работы и на особенности стиля данного автора.
16. Попова Ирина - 14 Мая, 2009 - 02:18:22 - перейти к сообщению
Mur4enok Света, у меня иссякли аргументы.
Я скажу про себя: пока я не проучилась на мастер-классе по авторской кукле, я не имела никакого представления даже о таком понятии как авторская кукла.... Навыков у меня не было даже в области лепки, художки за спиной тоже... Был график, из которого выбиваться нельзя. Очень интенсивное обучение с массой новых для меня понятий. Что меня ждет на следующем занятии, я не представляла. Параллельно с учителем каждый создавал что-то свое... Я пришла без обдумывания образа и делала "что получится"... На каком-то этапе у меня возник образ, к-рый я потом и воплощала в жизнь. Но нельзя не зная всего процесса взять и сразу сделать то. что хочешь! я не могу начинать с конца.... Сначала создать шедевр, а потом узнать о технике и приобрести навыки....
(Добавление)

(Добавление)
...мне понравился твой рассказ о создании образа. Это из реальных обдумываний? - хотелось бы потом посмотреть на готовую работу. Задумка очень интересная!
Я скажу про себя: пока я не проучилась на мастер-классе по авторской кукле, я не имела никакого представления даже о таком понятии как авторская кукла.... Навыков у меня не было даже в области лепки, художки за спиной тоже... Был график, из которого выбиваться нельзя. Очень интенсивное обучение с массой новых для меня понятий. Что меня ждет на следующем занятии, я не представляла. Параллельно с учителем каждый создавал что-то свое... Я пришла без обдумывания образа и делала "что получится"... На каком-то этапе у меня возник образ, к-рый я потом и воплощала в жизнь. Но нельзя не зная всего процесса взять и сразу сделать то. что хочешь! я не могу начинать с конца.... Сначала создать шедевр, а потом узнать о технике и приобрести навыки....
(Добавление)
Mur4enok пишет:
уф, хоть в чем то пришли к соглашению Я думаю мы друг друга поняли )

Mur4enok пишет:
я думаю, что это задача по саморазвитию. И анализ, к-рый предлагает Саша, как раз и помогает двигаться дальше... проблема в том, что такому анализу мы только ещё учимся... Участвуй тоже! Надо только чуть чуть подталкнуть к этому "перерабатыванию"

(Добавление)
...мне понравился твой рассказ о создании образа. Это из реальных обдумываний? - хотелось бы потом посмотреть на готовую работу. Задумка очень интересная!
17. саша - 14 Мая, 2009 - 03:54:59 - перейти к сообщению
...Не совсем уверен что правильно сформулировал в названиии темы основной предмет спора, кто знает более точное название, отпишитесь -- переименую.

18. Сладкая Лень - 14 Мая, 2009 - 09:47:41 - перейти к сообщению
Доброе утро!
Суть в том, что здесь имеют место два навыка:
1 Технология создания изделия
2 Технология создания художественного образа
Приобретения каждого из этих навыков(умений) проходит соответствующие этапы (см. табличку, это американские разработки)
Чему учиться раньше, выбираете Вы сами, можно осваивать эти два навыка параллельно, но скорость освоения каждого навыка будет различной и этапы совпадать не будут.
(Добавление)
а у Светы навык создания художественного образа уже есть, поэтому при создании изделия она уже может его применять и совершенствовать, а учиться только технике.
(Добавление)
Если человек не работает над приобретением навыка создания образа, то он так и будет совершенствоваться в создании однотипных гномов и каждый последующий гном будет лучше предыдущего
(Добавление)
Поэтому приглашаю в подраздел создание образа

Mur4enok пишет:
Просто мне кажется что концепт: "сначала выучись делать технически а потом делай то что хочешь"
можно изменить получив: "сначала реши чего ты хочешь.. И делай это! паралельно получая необходимые знания о технике"
можно изменить получив: "сначала реши чего ты хочешь.. И делай это! паралельно получая необходимые знания о технике"
Суть в том, что здесь имеют место два навыка:
1 Технология создания изделия
2 Технология создания художественного образа
Приобретения каждого из этих навыков(умений) проходит соответствующие этапы (см. табличку, это американские разработки)
Чему учиться раньше, выбираете Вы сами, можно осваивать эти два навыка параллельно, но скорость освоения каждого навыка будет различной и этапы совпадать не будут.
(Добавление)
Попова Ирина пишет:
Навыков у меня не было даже в области лепки, художки за спиной тоже...
а у Светы навык создания художественного образа уже есть, поэтому при создании изделия она уже может его применять и совершенствовать, а учиться только технике.
(Добавление)
Если человек не работает над приобретением навыка создания образа, то он так и будет совершенствоваться в создании однотипных гномов и каждый последующий гном будет лучше предыдущего

(Добавление)
Поэтому приглашаю в подраздел создание образа

19. anero4ka - 14 Мая, 2009 - 14:44:43 - перейти к сообщению
Mur4enok пишет:
Выходит что все ученики одного мастера хотят и делают одно и то же? Т.е. неумелые копии работ этого мастера?...
Ну если грубо и поверхностно - то так. Но навряд ли кто-то обучаясь живописи хоть на толику приблизился хотя бы к понятному Иванову... А если есть мозги и желание творить, то потом оч неплохие работы выходят, а не глупое неумелое подражание...
20. Mur4enok - 14 Мая, 2009 - 14:57:55 - перейти к сообщению
Попова Ирина пишет:
...мне понравился твой рассказ о создании образа. Это из реальных обдумываний? - хотелось бы потом посмотреть на готовую работу. Задумка очень интересная!
Вы про девицу красавицу что без сарафана осталась?

anero4ka пишет:
Суть в том, что здесь имеют место два навыка:
1 Технология создания изделия
2 Технология создания художественного образа
1 Технология создания изделия
2 Технология создания художественного образа
Да вы точно сформулировали ) А можно вопрос... Вот лично вам какая кукла бы больше пришлась по душе, совершенная в своей технологии и реализации, но похожая на сотни уже виденных, или же что-то самобытное и живое, пусть с недочетами с отвалиающимися ручками и косыми глазками?
